silent_hussar (silent_hussar) wrote,
silent_hussar
silent_hussar

Category:

Как найти работу в университете в США или Канаде?

Мне время от времени задают этот вопрос в русскоязычных форумах. Поэтому решил свой ответ на него поместить в своём ЖЖ. Попутно расскажу как я сам получил такую работу и жену свою тоже устроил преподавать в нашем университете.

Короткий вариант ответа: получить такую работу очень сложно. Тем не менее, вы можете найти немало наших соотечественников в североамериканских университетах.

Тут следует различать, кто вы сам по профессии - академический исследователь, вузовский преподаватель или исследователь прикладной. Если вы принадлежите к последней категории, то вам скорее всего придётся выбирать другой путь, нежели описанный ниже.

Чтобы понять этот рынок труда - его в Северной Америке называют академическим или просто - academia, в первую очередь следует разобраться в том, что собой представляют здешние университеты и каковы требования, предъявляeмые к рабoтающим в них профессорам. Обобщённо их называют faculty; они могут иметь ранг Assistant Professor, Associate Professor и [full] Professor. Pанг Assistant Professor соответствует нашему доценту; два других - профессору. Всех, независимо от ранга, величают профессорами. Ещё есть младшие ранги Instructor и [Senior] Lecturer - я их тут не рассматриваю.

На Западе имеются две основных разновидности вузов: более престижные исследовательские университеты типа R1 (research university; - здесь я использую русское сокращение РУ) и вузы средней паршивости (teaching university - ТУ). Более тонкая градация - категории I (РУ), IIB (ТУ) и категория IIA - это среднее между РУ и ТУ. Ещё есть категория III - двухлетние колледжи - я их пропускаю, так как иммигранту в плане трудоустройства там мало что светит - надо быть слишком своим в доску, т.е. почти безупречно владеть басурманским языком и понимать местные жизненные реалии. Порой это важнее профессиональных знаний.

При найме в РУ зачастую работой обеспечивают и супруга нанимаемого - это следует оговаривать при переговорах; иногда такое возможно и в ТУ. В некоторых вузах ранги отсутствуют - всех профессоров в них называют faculty или instructor; впрочем, для РУ это нехарактерно, но характерно для некоторых канадских ТУ, которые недавно были преобразованы из колледжей.

Объявления о вакансиях можно найти здесь:
https://www.academicwork.ca/default.asp (Канада)
http://www.higheredjobs.com/ (США, Канада и некоторые другие страны, скажем, Эмираты, Ливан и даже Казахстан)
http://chronicle.com/section/Home/5 (аналогично предыдущему).


Иммиграционные вопросы

Для трудоустройства в американский или канадский университет нет необходимости быть постоянным жителем данной страны. Официально канадские университеты отдают предпочтение гражданам и постоянным жителям Канады, но охотно примут на работу и иностранца, если он оказался лучше других претендентов. Американские университеты, за редкими исключениями, таких требований вообще не предъявляют. Оформление рабочей визы для учёных и профессоров и в Канаде, и в США выполняют в обход всех очередей. Это официальное правило. Поэтому граждане бывших республик СССР вполне могут довольно быстро получить рабочую визу, если имеется приглашение на работу в университет.

Граждане Канады могут получить право работать в Штатах в течение трёх лет с неограниченным числом продлений этого разрешения. Необходимым условием является приглашение на работу от американского работодателя, соответствие профиля работы списку профессий, установленному по соглашению NAFTA, и наличие у работника требуемой квалификации. Аналогичные правила действуют и в отношении американцев, желающих работать в Канаде. Преподаватели вузов и учёные в списке NAFTA имеются. Разрешение на работу можно получить при пересечении американо-канадской границы в течение 20-30 минут.


Условия работы

Средние заплаты американских профессоров (в основном, гуманитариев - у негуманитариев они повыше) можно найти здесь: http://chronicle.com/stats/aaup/

В американском РУ доцент-негуманитарий зарабатывает в среднем 80-100 тысяч долларов в год; тем самым он оказывается в верхних 10% по размеру дохода в целом по стране. В ТУ зарплаты в полтора и более раз ниже. В регионах, где стоимость жизни высокая, соответственно выше и зарплаты. В Канаде, Австралии и Великобритании средние зарплаты примерно такие же как и в США.

В научных исследованиях и преподавании учебных дисциплин действует принцип так называемой академической свободы (http://en.wikipedia.org/wiki/Academic_freedom). В работу профессора, как правило, никто не вмешивается - если не поступает жалоб от студентов. Не вмешивается даже заведующий кафедрой - почти все решения относительно построения курса и педагогики отданы на откуп профессору. Порой это снижает качество преподавания - по сравнению с тем, что я видел в СССР, но такова практика вузов в Северной Америке.  Дело доходит до того, что на одной и той же кафедре для преподавания одного и того же курса разные профессора используют разные учебники. Я видел такое на кафедре истории в одном вузе.

Режим работы профессора предусматривает два семестра по 3,5-4 месяца в году; ещё есть летний семестр, во время которого преподавать не обязательно, если учебная нагрузка выполнена в течение двух семестров. Иногда эти периоды называют триместрами; в некоторых вузах учебный год делят на четверти. В течение недели профессор обязан появиться на запланированных ему учебных занятиях и ещё находиться в своём офисе несколько часов. Типичное число "присутственных" часов находится в пределах от 3 до 10 в неделю; каждый вуз сам устанавливает эту норму.

Длинные праздники в университетах начинаются на один день раньше и заканчиваются на один день позже - чтобы студенты успели съездить к родственникам; профессора тоже используют эти дополнительные дни как выходные. За все такие каникулы в Штатах набегает пять недель в году.  При любом варианте - семестр/триместр/четверть - значительную часть года (до 5 месяцев, включая официальный одно-двухмесячный отпуск) профессора предоставлены сами себе. В РУ они большую часть этого времени занимаются научной работой - чтобы удержаться на плаву. В ТУ профессора в это время бьют баклуши или берут на себя дополнительную оплачиваемую учебную нагрузку. В Канаде последнее делать куда выгоднее, чем в Штатах - из-за более высокой оплаты почасовой работы. С учётом этой дополнительной нагрузки канадский профессор в ТУ зарабатывает примерно наравне со своим коллегой из РУ, но не подвержен стрессу, известному как Publish or Perish http://en.wikipedia.org/wiki/Publish_or_perish. Дело в том, что у преподавательской работы есть чётко обозначенное начало и конец, а у научного исследования таких чётких границ нет. В НИР всегда находится, что надо доделать или переделать. 

Кроме зарплаты, профессорам полагаются приличные льготы - отчисления в пенсионный фонд, страховка жизни и медицинская страховка. Эти льготы частично могут распространяться и на членов семьи и они существенно выше тех, что принято считать типичными для частного сектора. Например, в частном секторе типично, когда работодатель вносит до 3% заработка в пенсионный фонд, а в университетах эта щедрость может быть более 10%. 

Таким образом, я бы не сказал, что профессора, особенно в ТУ, перегружены работой. Свободный режим работы, приличная зарплата и льготы делают эту профессию весьма престижной.


Работа в research university

В РУ у профессоров типовая нагрузка 40%+40%+20% (НИР, преподавание, общественная работа). Учебная нагрузка 40% подразумевает преподавание четырёх курсов на уровне бакалавра в течение одного учебного года (т.е. 6 часов в неделю) либо двух курсов на уровне бакалавра и одного курса на уровне магистра или PhD. Нового профессора нанимают на работу, глядя на список публикаций в ведущих научных журналах, оценивая его способность получить научные гранты и руководить аспирантами. Патенты на изобретения публикациями не считаются; главы в книгах считаются второсортными публикациями. От гуманитариев часто требуют опубликованной монографии без соавторов. Обычно это PhD диссертация; такую книгу никто не захочет купить и мало кто станет читать, кроме новых аспирантов, но это никого не волнует. Монография должна быть, если ты ищешь работу в престижном РУ. Кандидатов ищут по всему миру долгие месяцы. На одну вакансию Assistant Professor поступают десятки заявок от подходящих кандидатов; на старшие должности (Associate/Full Professor) кандидатов поменьше, но тоже немало. Главное сито - отборочная комиссия, состоящая из 3-5 членов кафедры; завкафедрой в неё не входит. В первую очередь члены комиссии смотрят на вуз, который окончил кандидат (в том числе аспирантуру - это даже важнее). Если вуз не попадает в число, скажем, 100-150 ведущих РУ, то документы обычно отправляют в корзину. Обойти это препятствие можно двумя путями: (1) установить тесные научные контакты с кем-то из профессоров на данной кафедре или (2) выйти на такой высокий научный уровень, что не заметить вас будет невозможно. Личные контакты удобно устанавливать на научных конференциях.

Ещё можно в РУ устроиться научным негром - постдоком, имея в виду карьерный рост в будущем.  Это временная работа научного сотрудника c зарплатой чуть ниже средней по стране, т.е. примерно 1/3 профессорской зарплаты. Контракт дают на один год с ежегодным возобновлением до трёх лет. За это время постдок может освоиться и пополнить собственный список публикаций, а также приобрести опыт преподавания, получая дополнительную зарплату. Постдока нанимает на работу профессор, имеющий научный грант - и больше никто. Постдоку после окончания контракта, как и выпускнику программы PhD, в собственный университет дорога закрыта - нужно искать работу в другом месте. Это правило стимулирует ротацию научных кадров и предотвращает появление так называемых "научных школ", которые здесь считаются источниками застоя.

Так ищут работу в РУ сами американцы-канадцы-британцы-австралийцы и т.д. Вам предстоит с ними конкурировать.

То есть наши соотечественники, имеющие опыт работы в ведущих исследовательских лабораториях системы академии наук, имеют какой-то шанс получить должность постдока. Если есть опыт преподавания, скажем на временной должности в англоязычной стране, то можно сразу попытаться получить позицию faculty. Однако главное условие - иметь убедительный научный задел в виде свежих публикаций в ведущих научных журналах и личное знакомство с кем-то из тех, кто на заседании отборочной комиссии скажет о вас доброе слово.

Достаточно молодым кандидатам наук (до 40 лет), не удовлетворяющим этим жёстким условиям, я бы рекомендовал попытаться поступить на учёбу на программу PhD в приличный РУ, т.е. заново в аспирантуру. Ваш возраст тут не помеха - профессор, который будет вашим научным руководителем, озабочен в основном тем, чтобы вы смогли работать у него ассиcтентом-исследователем. Ни он, ни кафедра заведомо не собирается вас принимать к себе на постоянную работу - это было бы вопреки правилам или традиции. Так что тут комплексовать не стоит. Аспиранту дают подработку, чтобы хватило на прожитьё. За 4-5 лет учёбы аспирант получит опыт работы преподавателем и исследователем, что-то опубликует в соавтoрстве со своим научным руководителем и защитит диссертацию. Далее он становится на мировом академическом рынке труда своим в доску. Для поступления на учёбу в аспирантуру даже не надо быть иммигрантом - тут главное показать способность к НИР. В этом я вижу главное преимущество. Большинство наших соотечественников, работающих профессорами в РУ, прошли именно такой путь; некоторые какое-то время были постдоками и лишь единицы в профессора пришли "с улицы". Однако у поcледних имелся мощный научный задел. При этом ещё подразумеваетcя свободное владение английским языком.


Работа в teaching university

Для работы в ТУ кандидатов найти намного легче, чем в РУ, так как не требуется быть выдающимся или даже просто способным учёным. Вузовские преподаватели - товар намного более распространённый. В ТУ нагрузка 0%+80%+20%; иногда встречаются 20%+60%+20%. Учебная нагрузка 80% подразумевает преподавание восьми курсов на уровне бакалавра в течение одного учебного года (т.е. 12 аудиторных часов в неделю). В ТУ, расположенных в крупных городах, на работу часто нанимают сначала временно, с неполной учебной нагрузкой, а спустя годы дают постоянную работу. Я видел такое в канадском Ванкувере. Кандидатов как правило, нанимают из местных жителей, в течение нескольких недель. Главные условия - наличие подходящего опыта преподавания, владение языком и личное знакомство с завкафедрой, который играет главную роль при найме на работу, хотя формально существует отборочная комиссия. Зарплата там раза в полтора ниже, чем в РУ, но всё равно достойная. Однако в каждом вузе правила свои. Например, в ванкуверском BCIT профсоюз установил правило: после трёх лет непрерывной работы на условиях временного контракта первая открывающаяся постоянная вакансия достаётся такому преподавателю. В американских вузах профсоюзы могут отсутствовать совсем; в них временный преподаватель может быть вечно временным. Зарплата у временных преподавателей в Ванкувере около $6000 за односеместровый курс, в Штатах за такую работу платят намного меньше - порой в три раза. То есть это просто подработка и ступенька в карьере, но не источник существования. Почти все наши соотечественники, которых я знаю, попадали на работу в ТУ после окончания учёбы в североамериканском вузе; обычно это была программа магистра или PhD.

Организация учебного процесса и методика преподавания в Северной Америке отличается от того, что я видел в б-СССР. Это отдельная тема для разговора. Прежде чем вам пытаться получить работу в ТУ, надо как следует этот вопрос изучить. Многое становится ясно в результате просмотра университетских веб-сайтов. Особое внимание следует уделить так называемой teaching philosophy - в принципе каждый преподаватель должен уметь объяснить, что это такое в его понимании. В Сети можно найти примеры документов с этим названием. При приёме на работу в РУ этому вопросу также уделяют внимание; однако вопросы, касающиеся научной работы, имеют приоритет. Также следует иметь в виду, что в здешних вузах ширится применение онлайновых дополнений к традиционным курсам. Бывают также смешанные курсы с онлайновым компонентом и чисто онлайновые курсы. Кандидат в преподаватели должен быть знаком с этими вопросами в необходимом объёме. Это зависит от местных условий; например, в некоторых вузах существуют полностью онлайновые программы обучения. К этому надо быть готовым.

В общем, отличий от б-СССР много, и главное из них - отсутствие коррупции. Личные знакомства - это лишь фактор уверенности нанимателя, что вас можно использовать по назначению - то есть как расходный материал. Ваши личные связи (типа дядя - сенатор) роли не играют - для таких есть тёплые должности в частном секторе. Использовать по назначению особенно касается постдоков и временных преподавателей. Для раскрутки НИР вновь нанятому профессору в РУ обычно дают какие-то деньги на первые три года. В ТУ научная работа требуется только на словах; реально её почти никто не ведёт. Иногда профессорам выделяют небольшие гранты на эти цели - тогда какая-та НИР ими выполняется.


Как я сам нашёл работу в университете

Я нашёл временную работу профессора в канадском РУ случайно, когда мне было уже почти 54 года, и потом попал в обойму, в которой надеюсь продержаться до выхода на пенсию. Меня никто лично не знал, публикаций, которые признают на Западе, у меня почти не было, но за плечами была годичная стажировка в двух американских РУ и степень советского доктора технических наук. Сейчас работаю в американском ТУ на постоянной должности и имею небольшой персональный научный грант от частного фонда. Этот грант позволяет мне разнообразить свою жизнь мелкими упражнениями в науке и посещением научных конференций. При приёме на работу имеется короткий период, когда можно поторговаться об условиях работы. Я поставил два условия - дать моей жене хотя бы временную работу преподавателя и не брать с моей дочери плату за обучение в этом университете. Мою просьбу удовлетворили, хотя и не сразу и не так, как того хотелось; постоянную должность моя жена получила через один год временной работы за копеечную зарплату. Дочь училась бесплатно четыре года.

Если бы я приехал в Канаду в возрасте до 40-45 лет, то считаю, что кратчайшим путём к профессорству было бы поступление на учёбу по программе PhD - в Канаде или в США. В Канаду я приехал формально как программист-разработчик, считая, что шансов попасть в профессора у меня нет - я это осознал, когда ещё стажировался в Штатах. И даже почти год я поработал ИТ-шником, но в маргинальной фирме, где мне платили копейки. Затем подвернулся Счастливый Случай, который переменил всю мою жизнь. Детали я опускаю, потому что мой случай нетипичный.

Рассказывать можно долго, но чтобы добиться чего-то в плане поиска работы, вам информацию следует собирать самому.

На сайте http://chronicle.com/forums/ имеется общеамериканский форум работников вузов - там можно найти информацию из первых рук. Накануне переезда из Канады в Штаты я его часто просматривал и даже порой задавал, на первый взгляд, дурацкие вопросы. Реакция тамошней публики на эти вопросы мне помогла лучше разобраться в той среде, в которой я оказался.
Tags: вуз, преподаватель, профессор, университет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 172 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →