silent_hussar (silent_hussar) wrote,
silent_hussar
silent_hussar

Федерализаторам Украины на заметку: как преодолеть сопротивление областных элит

После ухода президента Ющенко с политической сцены тема федерализации Украины стала постепенно оживать. Недавние события в Киеве ещё больше подтолкнули украинцев к размышлениям о том, что федерализация - не ругательство и не призыв к сепаратизму, а возможный путь укрепления пошатнувшегося единства государства.

Лично я являюсь сторонником идеи федерализации. Что такое федерализм и почему Украина нуждается в федеративном устройстве, я осознал только после нескольких лет жизни в Канаде, где федерализм на мой взгляд, работает действительно хорошо. Поэтому решил сейчас поделиться своими мыслями на эту тему.

Вообразите себе такую картину. Принято принципиально политическое решение осуществить федерализацию Украины. Однако мгновенно его реализовать невозможно. Поэтому процесс займёт какое-то немалое время и его следует разбить на этапы.

Одним из первых этапов, вероятно, будет административно-территориальная реформа, включающая объединение областей. Чтобы при этом сохранить управление страной, законы Украины временно оставят без изменений и только изменят административное деление. А именно - произведут слияние нескольких (2-4-5) областей в одну административную единицу - "землю", но пока ещё не "федеральную". Позже, когда первый этап закончится, можно будет начать процесс государственного строительства внутри каждого такого субъекта. Впоследствии эти субъекты станут участниками федеративного договора.

Я вижу серьёзные трудности на уже на первом этапе, если оставаться в рамках той парадигмы, которой следуют авторы всех без исключения замыслов федеративного устройства Украины. Все как один, они называют группы областей и довольно произвольно назначают в них столицы будущих федеральных земель. Я вижу в этом проявление тоталитарного мышления, унаследованного с советских времён, когда власти мнение народа во внимание не принимали. Если же действовать в соответствии с демократическими принципами, то столицу земли должны определять сами её жители или их выбранные представители, но не авторы проекта федерализации. При этом следует принять во внимание рекомендации экспертов - экономистов и политологов, хорошо знающих особенности данного региона.

Выбор столицы важен потому, что в этом центре концентрируются власть и финансовые потоки. Давайте проведём мысленный эксперимент. Пусть (условно) собираются объединить Полтавскую, Сумскую и Черниговскую области в новую Северскую федеральную землю. Где должна находиться её столица? Я выбрал этот пример специально, потому что Сумы, Полтава и Чернигов - города примерно одинакового размера и культурно-исторического значения. Назначение любого из них столицей земли вызовет обиду местных элит в двух других городах. Оставшиеся без работы сотни областных чиновников и связанные с ними местные олигархи сделают всё возможное, чтобы сорвать проведение такой реформы. И я не вижу способа для справедливого решения этого спора кроме компромисса.

Компромисс заключается в равномерном распределении органов государственного управления между центрами объединяемых областей. Пусть, скажем, управление губернатора земли будет находиться в Полтаве, совет министров - в Сумах, а законодательное собрание - в Чернигове. Соответственно можно разбросать между этими городами и судебные органы и региональные министерства. Какому-то городу достанется земельный Верховный суд, какому-то - минздрав, какому-то - минэкономики и так далее. Столица будет номинальная. При таком раскладе ни одна областная элита не получит всего и сразу, но и не будет обделена. Это и есть суть любого компромисса.

Я считаю, что при таком подходе сопротивление местных чиновников не станет угрожающим и его удастся преодолеть путём внесения раскола в их ряды в каждом бывшем областном центре.

Ещё одно достоинство предлагаемого подхода - отсутствие нужды в строительстве дополнительных административных зданий и значительного расширения инфраструктуры в номинальной столице субъекта федерации. Всё это уже имеется в достаточном количестве при рассредоточении органов управления, но не хватает для размещения их в одном городе. Поэтому вопрос о стоимости реализации этого проекта так остро не стоит по сравнению с вариантом, когда в столице субъекта федерации сосредоточены все органы управления.

Очевидный недостаток рассредоточения органов субъекта федерации в глазах многих управленцев - это якобы усложнение процессов управления регионом. На это я хочу напомнить, что мы живём в 21-м веке и каждый читающий эти строки знает возможности информационных технологий и наверняка сам пользовался таким сервисом как Скайп. И ещё слышал термин "электронное правительство". Рассредочние органов власти даст толчок в реализации концепции электронного правительства. Более того - при нынешнем уровне развития информационных технологий я не вижу необходимости в том, чтобы депутаты законодательного собрания присутствовали на заседаниях комитетов и даже на пленарных заседаниях. Это же касается министерских чиновников. Сервисы для обеспечения коллективной работы в удалённом режиме, куда более совершенные, чем Скайп, уже существуют и используются.

Я видел их в деле в городе Tulsa, OK в местном отделении компании Cisco Systems, когда в совещании участвовали сотрудники фирмы, находившиеся в трёх разных концах США. Отделения компании разбросаны по всему миру, в них задействовано 75 тысяч работников, годовой оборот 48607 млн долларов - то есть народу там больше, чем ожидается работников в государственном секторе любой федеральной земли Украины и оборот больше, чем её госбюджет. Судя по стабильному росту показателей, руководство компании Cisco Systems успешно справляется со своим огромным хозяйством, работая в удалённом режиме. Командировки сотрудников сведены к минимуму. Это доказывает принципиальную возможность реализации децентрализованного управления. Украинским управленцам явно не будет хватать лишь менталитета работников Cisco Systems, мозги которых повёрнуты в сторону компьютеризации. То есть возникает вопрос обучения украинских управленцев новым методам работы - когда чиновнику не смогут принести в кабинет взятку в портфеле. Что касается ИТ-инфраструктуры, то в Украине она фактически уже создана. Скоростной Интернет имеется уже повсеместно.

Продолжение следует
Tags: Украина, политика, сверхценная идея, федерализация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments