silent_hussar (silent_hussar) wrote,
silent_hussar
silent_hussar

Categories:

Зачем Украине нужна федерализация?

Введение

Зачем Украине нужна федерализация? Этот вопрос имеет несколько ответов. На сегодня самый очевидный, лежащий на поверхности - потому, что этого требует Россия. Но я считаю, что это не единственная причина и попробую дать развёрнутый ответ. Но сначала объясню, зачем нужно вообще растолковывать такие, казалось бы, очевидные вещи.

[Spoiler (click to open)]
К заключению о необходимости федерализации Украины я пришёл самостоятельно примерно в 2004 году после того как прожил в Канаде пять лет и изнутри познакомился с канадским федерализмом. Я увидел, как в Канаде эффективно решены многие вопросы, которые в Украине вызывают проблемы, а такие, как вопрос языка, вообще доведены до абсурда. С тех пор я пишу о федерализации Украины в украинских онлайновых форумах. Самое печальное - то, что украинцы в своей массе не понимают, что такое федерализм и двуязычие и как в принципе всё это могло бы быть реализовано на практике. При этом опыт Канады показывает, что федерализм первичен, а двуязычие вторично. В унитарном государстве двуязычие осуществить навряд ли возможно. Поэтому эти два вопроса тесно связаны между собой.

Не далее как вчера в "Украинской правде" появилась заметка киевской поэтессы и журналистки Людмилы Таран "Официальное двуязычие - угроза национальной безопасности" http://life.pravda.com.ua/columns/2014/04/8/162327/. Заметка так себе - куча эмоций без попытки анализа; содержание не соответствует её заголовку. Но заголовок симптоматичен. Он свидетельствует о непонимании того, как может работать двуязычие в многонациональном государстве. Причём речь идёт о человеке хорошо образованном. Я готов согласиться с тем, что официальное двуязычие создаёт угрозу тому миру, в котором живёт Людмила Таран, но этот мир - далеко не вся Украина. Причём в случае федерализации её миру будут даны гарантии сохранности.

А вот что в ответ на мой комментарий к статье пани Людмилы пишет человек попроще, но тем не менее достаточно грамотный, чтобы владеть компьютером:

Люди на заході України не погоджуються та не погодяться на другу державну рос.мову та федералізацію і ящо це буде принципове питаня - тоді захід України буде ставити питання про повне відокремлення - жити в федерації - це повне приниження для западенців. Ніякої федерації - тільки повне відокремлення.

Вот так: жить в федерации - это полное унижение для западных украинцев. Не меньше и не больше. Очень характерная для Украины ситуация: написавший отзыв не знает, что такое федеративное государство, не имеет понятия, зачем федеративное устройство нужно Украине, и главное - даже не хочет этого знать.


Мой дальнейший текст предназначен для тех, кто всё-таки об этом узнать хочет. Я вижу две группы причин, делающих необходимым переход Украины к федеративному устройству государства: внутренние и внешние.

Внутренние причины

Внутренние причины связаны с неоднородностью общества. Общество в Украине расколото по многим параметрам. Я об этом несколько раз писал в своём блоге. Впрочем, куда проще сделать Гуглом поиск "Раскол Украины", и вы найдёте массу материалов, написанных на эту тему, да ещё с наглядными картинками. Назову лишь один параметр раскола - этнический.

[Spoiler (click to open)]Мои оппоненты в спорах в онлайновых форумах часто называют Украину моноэтническим государством. При этом они ссылаются на данные переписи населения Украины 2001 года, во время которой 79% жителей идентифицировали себя как украинцы. Судя по свидетельствам, которые можно найти в Сети, результаты переписи были целенаправленно фальсифицированы и эти 79% по-видимому, являются завышенной оценкой. Но даже если её принять, следует иметь в виду, что примерно одна треть людей, называющих себя украинцами, считают русский язык родным. То есть по критериям украинских националистов, эти русскоязычные украинцы как бы неполноценные; националисты к ним относятся пренебрежительно и обзывают оскорбительными словами. Посмотрите видео недавней "воспитательной беседы" депутата украинского парламента Игоря Мирошниченко с гендиректором ведущей украинской ТВ компании, где Мирошниченко называет русскоязычных украинцев "манкуртами". Заодно он вспомнил "москалей" и "жидов". Это характерный пример неприязни на этнической почве, которая раскалывает общество.

Итак, Украина разделена по этническому признаку. Кроме того, имеются межрегиональные различия в экономике и соответственно в менталитете населения, связанного с характером занятости. Также Украина разделена в религиозном и культурно-историческом измерениях. Жители западных регионов пассионарны, среди них довольно широко распространён украинский национализм, а свои ценности они стремятся навязать всей остальной Украине. Выше я привёл цитату о том, что якобы "жить в федерации - это полное унижение для западных украинцев". Унижение - потому что наиболее активные западные украинцы считают себя гражданами первого сорта и они хотят владеть умами жителей всех регионов Украины. Что жителям Юго-Востока совсем не нравится. Но с другой стороны именно пассионарные жители Киева и западных областей стали движущей силой киевского Евромайдана в его начальной стадии - до того как начались манипуляции его участниками. Жители Юго-Востока на Майдане были представлены очень слабо. Это ещё один пример раскола общества. Карта, опубликованная в моей другой статье, наглядно это показывает.

На Юго-Востоке население по своему менталитету близко к населению соседних регионов Европейской части России. Оно довольно пассивно. Вы слышали когда-нибудь о массовых политических манифестациях, скажем, в Тамбове или Брянске? Нет, конечно. Примерно так же пассивен народ и украинского Юго-Востока. Когда к ним вдруг явятся иноземные оккупанты и им прикажут выходить на городскую площадь, где их будут вешать, они спросят, приносить ли с собой свою верёвку или дадут казённую. Примерно так. Подробный анализ событий последних месяцев на Юго-Востоке я сейчас опускаю; я считаю, что они инспирированы извне, а не исходят от самого населения. Население по-прежнему лишь пассивно наблюдает, не поддерживая киевские власти, но и не проявляя энтузиазма в отношении пророссийских "активистов".

В общем, глядя изнутри, люди в разных регионы Украины живут разные. У них различаются менталитет, ценности, язык и так далее. Они хотели бы жить в привычной системе координат и не желают принимать те моральные ценности, которые им навязывают центральные власти. С другой стороны, центральные власти не в состоянии выработать такой шаблон, который одинаково хорошо бы работал во всех концах Украины. Недовольных в Украине будет большинство независимо от того, чьи ценности предпочитают поддерживать власти в Киеве. Это недовольство настолько сильно себя проявляет, что страной приходится управлять в ручном режиме, через посредство глав администраций не только областей, но и районов, назначаемых президентом Украины и имеющих больше полномочий, чем всенародно выбранные органы местной власти. Поскольку эти чиновники ориентированы на администрацию президента в Киеве, а не на местное население, такая система власти работает плохо. Её надо менять. Опыт успешных демократических федеративных государств показывает, что при таком разнообразии условий в различных регионах, как в Украине, государству лучше подходит именно федеративная модель.

При федеративном устройстве власти субъекта федерации могут сконцентрироваться только на нуждах населения своего региона, не пытаясь казаться хорошими сразу для всех регионов страны. При этом можно резко сократить число недовольных среди населения по сравнению с унитарным государством. Разумеется, для этого у субъекта федерации должны быть соответствующие полномочия и ответственность перед своими избирателями. Если посмотреть на Канаду, то полномочия субъекта федерации концентрированно выражены в праве вводить и собирать собственные налоги и тратить их по своему усмотрению - в том числе на проведение самостоятельной политики в гуманитарной области. Ответственность реализуется через демократические институты. В провинциях Канады существуют собственные политические партии, которые действуют совершенно независимо от партий федерального уровня. Это ещё одна степень свободы, которая позволяет развернуть власть лицом к своему народу и лучше учитывать его нужды. При федеративном устройстве может быть найдено удовлетворительное решение вопроса двуязычия. Это также доказывает опыт Канады.

Таким образом, по чисто внутренним причинам я вижу острую необходимость федерализации Украины. Откладывание решения этой проблемы в долгий ящик будет тормозить развитие страны. Имея в 1991 году примерно равные стартовые условия с Польшей, сейчас Украина от неё сильно отстала. Отстала она и от другой, изначально куда менее успешной своей соседки - Румынии. Смена государственного строя откроет Украине новые возможности.


Внешние причины

[Spoiler (click to open)]
Похоже что творцы независимого украинского государства были идеалистами. В ходе государственного строительства они, видимо, предполагали, что Украина расположена в Антарктиде, где у Украины нет могущественных соседей и до неё нет никому дела. Леонид Кравчук во время борьбы за пост президента в 1992 году, взял на вооружение термин "Соборная Украина", который он позаимствовал у Бандеры. В то время я слово "соборность" услышал впервые и как, вероятно, большинство русскоязычных жителей Украины, не знал его источника и для чьих ушей оно было предназначено. Как оказалось, оно предназначалось украинским националистам - последователям Бандеры, чтобы получить их поддержку. Короче говоря, Украина получилась "соборной", по сути унаследовав тоталитарную систему государственного управления УССР. Никем не избранные главы администраций в районах и областях стали играть роль секретарей райкомов и обкомов КПСС. В 1996 году эта система была зафиксирована в Конституции Украины. В 2004 году была незначительно изменена структура президентской ветви власти. Эта реформа был отменена в 2010 году и, наконец, в феврале 2014 года конституция образца 2004 года была восстановлена. Всё это время Украина оставалась "соборной", то есть унитарным сверхцентрализованным государством.

Унитарность означает, что смена президента или правящей политической партии позволяет резко изменять политический курс всего государства. Поскольку Украина находится не в Антарктиде, а на стыке двух соперничающих миров - Европы и Евразии, она стала играть ключевую роль в этом соперничестве. Причём за 23 года независимости Россия по ряду причин стала утрачивать своё влияние в украинских делах. И одновременно значительно усилилось влияние западных держав. (Как из меня американцы пытались сделать своим агентом влияния в Украине, я описал здесь .) Относительная лёгкость принуждения Украины к перемене политического курса сделало Украину игрушкой в руках соперничающих держав. Внутренние источники нестабильности, описанные выше, ещё более ослабляют это государство. За 23 года Украина пережила тринадцать глубоких политических кризисов и ещё не известно, чем закончится нынешний. Чтобы избавиться от разрушительного влияния внешних факторов, Украина не может вдруг перебраться в Антарктиду. Также она имеет очень ограниченные возможности этими факторами управлять. Чтобы выжить, Украине ничего не остаётся другого как изменить самоё себя. А именно - трансформировать модель государства в федеративное.

Федеративная Украина будет иметь половину субъектов федерации, явно ориентированных на Россию. Другая половина субъектов будет ориентирована на Европу и США. То есть ныне существующий раскол будет институализирован и соответствующим образом оформлен юридически. Например, требованием, чтобы вновь учреждённая верхняя палата парламента принимала ключевые решения только квалифицированным большинством голосов. В таком случае Украина не сможет присоединиться к Таможенному союзу. Не сможет она также стать членом НАТО или Евросоюза. Украина останется стабильно нейтральным государством. При этом слово "стабильно" является ключевым. Федеративная Украина, наконец, обретёт стабильность. А теперь риторический вопрос: выгодно ли это народу Украины?

Однако федерализация - это перераспределение власти. Как известно, власть добровольно не отдают. Поэтому реализация плана федерализации Украины потребует участия внешних сил, которые должны быть заинтересованы в этом плане.

Интерес России в федерализации Украины лежит на поверхности: будет остановлен дрейф Украины на Запад и исключён риск её вступления в НАТО. Как я недавно уже писал, на мой взгляд, расчленение Украины и аннексия её русскоязычных земель России не выгодны. (Кстати, ссылки на возможность аннексии по примеру Крыма - это сейчас главный аргумент украинских противников федерализации.)

Возможный интерес западных держав нуждается в более глубоком анализе. В результате федерализации Украины они теряют эту страну как инструмент создания трудностей для России и это будет уступка с их стороны. Однако чтобы федерализация не выглядела как уступка, Россия своими действиями могла бы сначала создать для западных держав нежелательные потенциальные угрозы. И затем отказаться от их создания в обмен на поддержку Западом плана федерализации Украины. Под этими действиями России я подразумеваю дальнейшую дестабилизацию Украины до такой степени, что западные державы ощутили бы реальную возможность создания нового очага нестабильности, который выглядел бы как реальная угроза. То есть нечто вроде контролируемого хаоса (сочувствую украинцам, которым наверняка не понравится ход моих мыслей. Но это не мои мысли, а попытка прочитать мысли коллективного Путина.) То есть осознание того, что Россия своими действиями может в принципе натворить немало бед, может побудить западные державы воспринять федерализацию Украины как разумный компромисс, позволяющий остановить распространение хаоса.

Судя по заявлениям высших руководителей России, они считают, что своими действиями в Украине западные державы пересекли красную черту и сейчас похоже что Россия не остановится ни перед чем, чтобы защитить свои законные имперские геополитические интересы. В этом я вижу главную внешнюю причину, по которой Украина должна стать федеративным государством. Учитывая внутренние причины, эта трансформация будет в интересах народа Украины. Причём Россия станет гарантом целостности федеративной Украины.

Свои мыли о том, как могла бы быть осуществлена федерализация Украины, я собираюсь изложить позже.
Tags: Украина, федерализация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments